г. Москва: (495) 748-13-08

Контактная информация


 

 

Педаль в пол!

Рубрику ведет Артем Пащук

Школы экстремального вождения предназначены вовсе не на лихачей и любителей адреналина, как можно предположить. Наоборот, здесь учат избегать экстремальных ситуаций и выходить из них.


Мы находимся на полигоне МАДИ в Подмосковье. Поддерживая связь с нашей машиной по рации, инструктор объясняет задание и дает команду: можно ехать. Автомобиль срывается с места, набирает скорость и молниеносно выписывает сложный зигзаг, объезжая расставленные препятствия. Кажется, мы отлично справились! И вдруг… «Вы совершили грубейшую ошибку!» – раздается голос из рации. Рядом со мной, за баранкой, не просто водитель с тридцатилетним стажем, а преподаватель одной из московских автошкол, приехавший протестировать свои навыки, а заодно и повысить квалификацию. «До этого никогда не дойдешь своим умом, – оправдывается он. – Нужно, чтобы объяснили. А потом тренироваться…»


Отрабатываем следующий прием – экстренное торможение импульсами. Выполняя это упражнение, водитель должен за короткий промежуток несколько раз резко нажать и отпустить педаль тормоза. Меня просят покрепче пристегнуться и сгруппироваться. Пробуем – и опять слышим критику от тренера: «На этом отрезке должно было быть как минимум восемь импульсов. А у вас – три с половиной!» Тем не менее с третьей-четвертой попытки у нас начинает получаться. И так практически со всеми элементами, которые в этот день отрабатывались на автодроме, – терпеливо объясняя наши ошибки, давая конкретные рекомендации и заставляя многократно повторять каждый прием, инструктор добивается своего.


После занятия общаемся с нашим тренером, мастером спорта России Константином Краденовым. При словах «экстремальное вождение» он слегка морщится: «Правильнее говорить – контраварийное вождение. Надо отдавать себе отчет в том, что мало кто «прется» от экстрима. Адреналин, конечно, заставляет сердце быстрее работать, но в основном его эффект негативен».
Модный термин «экстремальное вождение» каждый толкует по-своему. С точки зрения большинства преподавателей, это умение выходить из экстремальных ситуаций. Но пожелания у клиентов бывают разные. «Кто-то подразумевает под экстремальным вождением гонки, финты и выкрутасы на дороге, – говорит директор и главный тренер центра Mobilens Вадим Чернега. – Но тех, кто хочет бесшабашно погонять, меньшинство. Гораздо больше других клиентов – тех, кто чувствует за рулем страх и неуверенность, кто уже побывал в авариях и больше не хочет в них попадать. А некоторые занимаются «для души», чтобы усовершенствовать и без того неплохие навыки».


Среди инструкторов, обучающих «экстриму», многие имеют отношение к миру автоспорта, и это неслучайно. «Спортивное и безопасное вождение, конечно, связаны, – поясняет руководитель петербургского филиала Центра высшего водительского мастерства Андрей Герасенков. – Но это не совсем одно и то же. «Безопасный» водитель способен оценить пределы устойчивости и управляемости автомобиля и не доводит машину до этих пределов примерно на 30%. В спортивном вождении допускается использование до 99% пределов устойчивости и управляемости автомобиля. Так или иначе, ни один профессионал не доводит свою машину до состояния неуправляемости. Безграмотный же водитель сначала разгоняется или входит в поворот и только потом думает, как остановиться и не улететь в кювет».


Высказывание Гоголя про две российские беды не утратило актуальности по сей день. Возможно, состояние дорог постепенно улучшается, но дураки не переводятся. Качество обучения в среднестатистической автошколе весьма невысокое, но многие не утруждают себя и этим – просто покупают права. Не сомневаемся: вы не из их числа. Но само по себе наличие «чайников» на дороге создает предпосылки для аварийных ситуаций.


«Дорога – это микромодель нашего общества, – говорит Андрей Герасенков. – Организация движения не претерпела изменений с 60-х годов прошлого столетия, а об отношениях между водителями можно сказать: «человек человеку – волк». К сожалению, я не могу взять кисточку в руки и рисовать разметку, не могу чистить дорогу от снега, не могу устанавливать дорожные знаки там, где они должны находиться. А вот научить людей грамотно и безопасно управлять автомобилем могу, и именно этим мы занимаемся».


Курс экстремального вождения может состоять из двух частей: занятий в городе и тренировок на полигоне. Строго говоря, экстремальные приемы можно и нужно отрабатывать только на специально оборудованных площадках, которые очень трудно найти в черте города. Однако в зависимости от пожеланий и исходного уровня подготовки клиента некоторые вещи изучаются на улицах города. «Например, на полигоне не научишь перестраиваться из ряда в ряд в плотном потоке машин, – говорит генеральный директор компании «Мастер-Драйвер» Александр Сапожников. – Бывает, кому-то нужно отработать парковку, контроль пространства и т. д. Это нужно делать в реальных городских условиях. А на полигоне – руление, торможение, скольжение…»


Число желающих научиться классно управлять автомобилем увеличивается зимой. Когда на дороге скользко, водитель чаще рискует потерять контроль над машиной. Хотя принципиальной разницы, когда заниматься, нет. «Летом автомобиль ведет себя точно так же, как и зимой, – он скользит, вращается и т. д. Только зимой все это происходит на более высокой скорости и поэтому опаснее», – замечает Александр Грачев, инструктор контраварийной подготовки и ведущий телепередачи «Главная дорога» на НТВ.


Стандартный курс контраварийного вождения рассчитан на неделю: с понедельника по пятницу, по три часа в день. Стоимость такого курса вполне демократична – 12-15 тыс. рублей в зависимости от выбранной площадки. Занятия проходят большей частью за городом. Москвичи помимо упомянутого полигона МАДИ могут тренироваться на аэродроме Мячково, в Истре, Мытищах, Сорочанах, а также на Ходынском поле. В распоряжении питерцев – большой закрытый автодром на Ржевке.


Некоторые «экстремальные» школы предпочитают составлять для каждого клиента индивидуальную программу обучения с почасовой оплатой. Первый урок может быть бесплатным (например, в компании «Мастер-Драйвер»), его цель – определить уровень подготовки водителя, выявить все «узкие места» в его подготовке. Занятия на улицах города стоят дешевле, на полигоне – дороже.


Для «экстрима» не обязательно нужна крутая «тачка» – подойдет практически любая технически исправная машина. Но есть принципиальный момент: учиться нужно на своем автомобиле или по крайней мере на точно таком же. «У каждой машины своя курсовая устойчивость, свой радиус разворота, – поясняет Александр Грачев. – Имеет значение и тип привода. Например, реакция на занос будет совершенно разной на автомобилях с передним и задним приводом. В первом случае нужно поддать газ, пробуксовать, а во втором – полностью отпустить».


Стоит отметить еще один важный нюанс. Любая экстремальная ситуация, независимо от того, случается ли она на дороге или моделируется на автодроме, нагружает узлы и агрегаты автомобиля, ведет к быстрому износу некоторых частей. Однако, как убежден Грачев, жалеть машину не стоит – ведь, в конце концов, контраварийные приемы помогают избежать ДТП, которые способны нанести гораздо больший ущерб автомобилю, водителю и пассажирам. По сравнению с этим замена стершейся резины и тормозных колодок – мелочь.
Первое, чему учат будущих «экстремалов», – не попадать в критические ситуации. Второе – с честью выходить из них. «Рядовой водитель не владеет приемами экстренного торможения, даже если в автомобиле присутствует система ABS (автомат безюзового торможения); при экстренном объезде препятствия такой водитель поворачивает руль на больший угол, что приводит к скольжению передних колес и, как следствие, к аварии; то же самое скольжение частенько встречается на дуге поворота; многие водители не умеют эффективно пользоваться мощностью двигателя, что зачастую приводит к лобовым столкновениям на обгоне – приводит примеры типичных ошибок Андрей Герасенков.


Процесс обучения включает две составляющие, которые важны в равной степени. Первая требует интеллекта и понимания законов физики. На курсах дается вполне адекватное представление о том, как автомобиль реагирует на то или иное действие, сколько времени требуется на совершение разных маневров. В результате, как утверждают преподаватели, 80% выпускников начинают ездить аккуратнее. «В первый день занятий ученик обычно пытается показать, на что он способен. К пятнице, как правило, скорости падают, зато точность руления и работа педалью газа становятся более острыми», – делится наблюдением Александр Грачев.
Вторая составляющая – закрепление пройденного на уровне мышечной памяти. В критической ситуации нет времени на раздумья. Как говорят гонщики, «быстро ехать можно только на рефлексе». Навыки доводятся до автоматизма путем многократного повторения упражнений. И поскольку пользоваться контраварийными приемами в жизни приходится довольно редко, водителям рекомендуют примерно раз в полгода приезжать на полигон – потренироваться, чтобы навыки не утрачивались.


Школа экстремального вождения – это качественно новый уровень управляемости автомобиля и высокая точность маневров. «Впервые играть в хоккей на автомобилях мы попробовали на съемках передачи «Главная дорога», – вспоминает Александр Грачев. – Теперь на зимних занятиях мы предлагаем играть в такую игру своим ученикам – машины против машин. Играли пустыми пластиковыми канистрами, потом сделали специальную шайбу. Неплохой тест на точность движений: в нужный момент открыть или закрыть газ, воспользоваться ручником или тормозной педалью, чтобы ударить по шайбе в нужной точке и отправить ее в ворота».
«Не хотелось бы рассказывать, как я, мастер спорта международного класса, могу проехать над открытым люком, – говорит Андрей Герасенков. – Но приходится учить этому и на наших курсах. К сожалению, с учетом качества наших дорог, такие знания иногда очень пригождаются. Практически каждую неделю кто-нибудь из наших учеников приезжает с благодарностью и рассказом о благополучном выходе из, казалось бы, неразрешимой критической ситуации. И это здорово!»

Адрес этой статьи на сайте "Свой Бизнес": http://www.mybiz.ru/index.php?page=2929

  • Главная
  • О компании
  • Услуги
  • Цены
  • Инструкторы
  • Отзывы
  • Полезное
  • Контакты
  • Статьи
  • Бауманская
    Щелковская
    Первомайская
    Измайловская
    Партизанская
    Семеновская
    Электрозаводская
    Парк Победы
    Славянский бульвар
    Митино
    Волоколамское
    Строгино
    Крылатское
    Молодежная
    Кунцевская
    Речной вокзал
    Водный стадион
    Войковская
    Сокол
    Аэропорт
    Динамо
    Белорусская
    Павелецкая
    Автозаводская
    Коломенская
    Каширская
    Кантемировская
    Царицыно
    Орехово
    Домодедовская
    Красногвардейская
    Рижская
    Калужская
    Академическая
    Коньково
    Беляево
    Медведково
    Бабушкинская
    Свиблово
    Ботанический сад
    ВДНХ
    Алексеевская
    Проспект мира
    Октябрьская
    Шаболовская
    Ленинский проспект
    Профсоюзная
    Новые черемушки
    Теплый стан
    Ясенево
    Битцевский парк
    Новогиреево
    Перово
    Шоссе энтузиастов
    Авиамоторная
    Площадь Ильича
    Крестьянская застава
    Дубровка
    Печатники
    Волжская
    Люблино
    Братиславская
    Марьино
    Кожуховская
    Алтуфьево
    Бибирево
    Отрадное
    Владыкино
    Петровско-разумовская
    Тимирязевская
    Савеловская
    Менделеевская
    Серпуховская
    Тульская
    Нагатинская
    Нахимовский проспект
    Севастопольская
    Чертановская
    Южная
    Пражская
    Улица Подбельского
    Черкизовская
    Преображенская площадь
    Сокольники
    Красносельская
    Фрунзенская
    Спортивная
    Воробьевы горы
    Университет
    Проспект Вернадского
    Юго-западная
    Планерная
    Сходненская
    Тушинская
    Щукинская
    Октябрьское поле
    Полежаевская
    Беговая
    Улица 1905 года
    Пролетарская
    Волгоградский проспект
    Текстильщики
    Кузьминки
    Рязанский проспект
    Выхино
    Фили
    Международная
    Пионерская
    Филёвский парк
    Багратионовская
    Кутузовская
    Студенческая
    Курская